Концепция и цель шахматного образования в школе
Целью программы "Шахматы в школе" Е. А. Прудниковой и Е. И. Волковой является создание условий для гармоничного когнитивного развития детей младшего школьного возраста посредством массового их вовлечения в шахматную игру. Общие задачи направлены на:
– массовое вовлечение детей младшего школьного возраста в шахматную игру;
– приобщение детей младшего школьного возраста к шахматной культуре;
– открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шахматы;
– выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами, в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях
Программы шахматного образования могут быть реализованы в рамках урочной, внеурочной деятельности или дополнительного образования.
Урочная деятельность строит научно-рациональные картины мира, дает возможность усвоить предметные знания, опирается на общечеловеческий опыт познания.
Внеурочная деятельность раскрывает ценностно-смысловые компоненты реального мира, раскрывает личностные интересы, строит пространство саморазвития, опирается на личный опыт практической жизнедеятельности ребенка.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательной и организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Часы, отведенные на внеурочную деятельность, используются для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий. (СанПиН 2.4.2.2821-10)
Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учетом выбора участниками образовательных отношений учебных курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого Организацией.
Рабочие программы учебных курсов внеурочной деятельности должны содержать указание на форму проведения занятий.
В отличие от внеурочной деятельности участие в реализации дополнительных общеобразовательных программ для детей является добровольным. Цель - адаптация к жизни в обществе, профессиональная ориентация, выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности.